Полулегальные евреи

0 6820
Понравилась новость? Поделитесь ею со своими подписчиками в соцсетях!

Полулегальные евреи

Откуда в этом крае угля и металла довольно многочисленное еврейское население? Как формировались общины Кемерово, Новокузнецка, Прокопьевска, Юрги, Белово?.. История эта очень непростая.

Один из старейших городов региона – Мариинск, в 180 километрах от Кемерово, основанный как село Кийское на линии Московско-Сибирского тракта и будущего Транссиба.

Евреи здесь проживали издавна. Занимались в основном торговлей, мелким производством, извозом, а также практиковавшейся по берегам реки Кии золотодобычей. В городе были синагога и еврейские учебные заведения.

Доля еврейского населения в Мариинске очень быстро росла, превысив к началу ХХ века 10% от общего числа жителей. А в 1908 году в городе обитали 6195 человек иудейского вероисповедания – почти 35% населения города! Проживали они и в крупных торговых селах Мариинского округа.

 

 

Полулегальные евреи

 

Здание бывшей синагоги в Мариинске.

 

До трети населения города составляли ссыльные. Историк и этнограф Вадим Шиллер, изучивший в архиве Кемеровской области метрические книги Мариинской синагоги, полагает, что со временем еврейская община города «разбавлялась» ссыльными, в том числе осужденными за уголовные преступления. Отсюда – размывание «догматических установок» иудаизма в этой общине.

В 1930 году Томским облисполкомом было возбуждено ходатайство о ликвидации синагоги в Мариинске. Основанием послужило (цитирую дословно) «заявление некоторых групп русского населения вопреки явному нежеланию еврейского населения».

В Кемерово первые еврейские жители появились в начале ХХ века. По официальным данным, в 1939 году их число достигло 589, в 1970 году – 1768, в 1979-м – 1505 человек.

Большинство евреев были эвакуированы в города Кемеровой области вместе с заводами в годы Великой Отечественной войны из Украины и Ленинграда. Ни синагоги, ни религиозной общины сначала не было, в 1940-х и вплоть до середины 1951 года здесь действовал тайный миньян. Об этом рассказывает Елена Генина, кандидат исторических наук, доцент Кемеровского университета, главный специалист по истории кемеровского еврейства. Число членов общины колебалось от 25 до 40 человек. На покупку дома для молитвенных собраний верующие собрали 8 тыс. рублей.

Встречались в квартире Ханы Песиной, на улице Кузнецкой, 48. Было и второе место, где собирался тайный миньян, – квартира эвакуированного из Кривого Рога Герша Лазаревича Копыта, который жил недалеко от старого вокзала у завода «Карболит». Люди приходили на Шабат пешком из разных концов города и шахтовых поселков, в мороз и распутицу.

Об этом поведал внук Копыта, активист Клуба любителей истории, культуры и традиций Геннадий Бирман.

Герш Лазаревич родился в 1885 году, был отцом пятерых детей. История семьи трагична: во время войны две дочки вместе с семьями погибли в газовых камерах, один из сыновей пропал без вести на фронте. Другой, правда, прошел всю войну и остался жив. Третья дочь – мать Геннадия – вместе с отцом попала в Кемерово. О тайных собраниях Геннадий Бирман знает из рассказов отца, который приходил на Шабаты в дом будущего тестя за десять километров, с шахты «Пионерка». Дедушка Герш в 1951 году вернулся в Кривой Рог.

Начиная с осени 1944 года «группа верующих евреев Кемерово», а по сути – полулегальная община пыталась зарегистрироваться. Столкнувшись с отказом решить вопрос на месте, обратились в Москву, в Совет по делам религиозных культов, созданный при Совете народных комиссаров СССР в том же 1944-м:

 

Мы желаем организовать Религиозную еврейскую общину, дабы создать возможность собираться по субботам и по еврейским праздникам для совершения Б-гослужения.

 

Безрезультатно. Новая попытка: в начале 1946-го кемеровские евреи обратились в Кемеровский облисполком, но ответа не получили. Весной 1947 года, когда молитвенными собраниями уже заинтересовались органы госбезопасности, попробовали еще раз. Хотели зарегистрировать общину «без соблюдения правил»: без аренды помещения для молитвенного дома, из-за отсутствия средств, и без официально избранного раввина – объяснили, что все члены миньяна грамотны и могут обойтись без него. Но местные власти снова отказали.

В том же 1947-м община пыталась получить разрешение на проведение молитвенных собраний в частных домах во время осенних праздников, но и тут – отказ. А также «разъяснение об ответственности за самовольное отправление религиозных обрядов»… В то же время община стала рассматриваться как «уклоняющаяся от регистрации».

Елена Генина поясняет: упомянутый Совет по делам религий при СНК СССР по отношению к так называемым «малочисленным группам верующих» предписывал придерживаться определенной линии поведения. Инициаторов – предупреждать о незаконности проведения молитвенных собраний; из поля зрения их не терять, «тщательно отмечать <…> факты, которые впоследствии могут позволить применить меры прямого воздействия на инициаторов группы со стороны органов административного надзора».

Фактически кемеровскую общину возглавлял выполнявший обязанности раввина Абрам Израилевич Шур. До революции он был слесарем завода «Братья Шейн» на Украине, в Екатеринославе. В годы нэпа занимался торговлей. Затем – кустарь-одиночка, рабочий-слесарь, в 1941-м был эвакуирован в Кузбасс, с 1942 года – пенсионер.

Подпольная кемеровская синагога прекратила свое существование со смертью Шура. Видимо, по отношению к нему власти решили «применить меры прямого воздействия»: «Соответствующие органы выяснили факт лишения его в 1927 году права голоса, сокрытия своего положения путем подделки документов, по которым он длительное время получал пенсию», – объясняет Елена Генина. В 1951 году Абрам Шур покончил с собой…

И только в конце 1980-х евреи Кемерово смогли «выйти из подполья». Здесь есть две еврейские организации: религиозная община, возглавляемая Ильей Бондаренко, и Кемеровское общество еврейской культуры, где председательствует Леонид Рукман.

По словам Ильи Бондаренко, в общине отмечают все еврейские праздники, работают лекторий и библиотека. Дети на каникулах отдыхают в летнем лагере в Новосибирске. Оказывает община и гуманитарную помощь, раздает среди своих продуктовые наборы, а перед праздником Песах – мацу и сок. Увы, недавно рав Довид из Кемерово уехал. Как нам сообщили в Федерации еврейских общин России, в ближайшее время в кемеровскую общину приедет новый раввин – посланник Любавичского Ребе.

На сегодняшний день, говорит активист кемеровской религиозной общины, историк и литератор Владимир Каганов, евреев из более чем полумиллионного населения города – порядка двух тысяч. Эту цифру подтверждает сотрудница еврейского благотворительного центра Анна Пшеничникова:

 

– Точных данных о количестве евреев в Кемерово, естественно, нет. По нашим спискам – около 1500 человек. Многие уехали. К нам на праздники приходят человек 250, а раньше – до 400. Правда, сейчас народу уезжает гораздо меньше.

 

 

Полулегальные евреи

 

 

Здание синагоги в Мариинске.

Вид внутреннего двора.

 


 Первоискточник:  лехайм.ру


Похожие новости

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Новые объявления на доске объявлений Мариинска
Хотите увидеть свое объявление здесь? Тогда просто добавьте его к нам на доску объявлений!

добавить объявление


продам цепную электрическую пилу Rebir KZ1-400
продам цепную электрическую пилу Rebir KZ1-400

продам цепную электрическую пилу Rebir KZ1-400 Новая, в упаковке с документами. Гарантия кончилась. небольшой торг. Покупал для стройки, но планы поменялись.

Описание:

Продам УШМ Hitachi G23SRU
Продам УШМ Hitachi G23SRU

Продам УШМ Hitachi G23SRU состояние новой, пару раз отрезали ей что-то по мелочам. Гарантия кончилась. небольшой торг. В упаковке с документами. Покупал для стройки, но планы помен

Закажите себе к столу вкусного Иван-чайку из Мариинска!